Окраска и выбор цветовой гаммы приманки
Необходимо заметить, что окраска приманки сама по себе не панацея от бесклевья, а всего лишь один из компонентов уловистости, существенный, по не самый главный. Умелая окраска добавляет плюсы только качественным блеснам со стабильной, интересующей рыбу игрой (движения и колебания при различных вариантах проводки, включая твичинг или свободный проплыв). Вывод напрашивается самый простой: ущербную блесну, без игры, даже самая удачная окраска лучше не сделает. Более того, если говорить о факторах, влияющих па уловистость колеблющихся блесен и воблеров, то капризного хищника, помимо игры, на рефлекторном уровне чаще всего привлекает не их окраска, а узнаваемость контура, точнее силуэта.
Прежде чем начать предметный разговор о выборе и нанесении цвета (цветовой гаммы) на поверхность приманок, хотел бы сразу предостеречь неискушенных рыболовов от излишнего усердия в художественной части и от принятия скоротечных решений в выборе окрасок. Так, несмотря на то, что многие распространенные окраски блесен и воблеров на практике выручают один раз в году, и то при стечении весьма специфических обстоятельств, они многократно тиражируются и наделяются несуществующими достоинствами.
Как правило, многие привлекательные для человека, но не рыбы, цветовые откровения придумываются дилетантами, без учета специфических особенностей реки, озера или водоема, расположенных в конкретной местности. В данной статье я не останавливаюсь па вопросах качества снастей и приманок, так как все давно уже поняли, что экономить на них глупо. Действительно, соблазнить сытую рыбу в цивилизованном водоеме китайским воблером или «левой» блесной невозможно. Но здесь-то и наступает момент истины — хороших блесен и воблеров не просто много, а очень много. И когда при ограниченном количестве рыбы в водоеме все аргументы в тактике ловли, особенно в преподнесении приманки, исчерпаны, цветовое решение выходит на первый план. Не буду заострять внимание на основополагающих вопросах: как хорошо видит рыба и что она вообще различает на глубинах более пяти метров, тем более, что ответа на них не могут дать и ученые-специалисты, занимающиеся этими вопросами.
Можно, конечно, предположить, что пестрая окраска оживляет блесну в глазах хищника или воспринимается им как больная или раненая рыбка. Возможно, отдельные цветосочстапия создают объем и на определенных глубинах воспринимаются хищником как его натуральный корм. Никаких приоритетов в выборе цветосочетаний у рыбы не существует.
Она с одинаковым успехом может реагировать как на совершенно простенькую лаконичную окраску, так и на сложную цветовую композицию. Все зависит от ситуации. Хотя во всех случаях, правильная окраска является мощным раздражителем, стимулирующим хватательный инстинкт.
Не следует считать, что нанесенный на поверхность блесны определенный орнамент или цветовая гамма (точки, квадраты, поперечные полосы) воспринимаются рыбой так же, как и человеком. Скорее всего, хищником они вообще никак не воспринимаются, когда блесна находится в статическом положении: лежит па дне или планирует на одном боку. И лишь только при определенной скорости проводки: вращении вокруг оси или колебательных перемещениях рыба реагирует на окраску приманки.
Вывод: рыба реагирует на окраску блесны только при определенной скорости проводки, заданной частоте и амплитуде колебаний приманки. Поэтому окраска, форма и скорость проводки — величины заданные.
Вывод: у блесен-тихоходов, привлекающих рыбу при вялом переваливании с боку на бок (значительная часть щучьих колебалок) рисунок, нанесенный на поверхность, может быть весьма вычурным и многоцветным, со сложной цветовой комбинацией. Щука подобные приманки способна рассмотреть практически без искажений.
Вывод: чем активнее игра блесны, тем более аккуратным, лаконичным и точным должен быть нанесенный па нее рисунок. И, наоборот, на блеснах, привлекающих хищника только во время свободного проплыва, рисунок (цветовая гамма) может наноситься с двух сторон. Типичный пример — лососевая блесна Masau фирмы Daiwa.
Аналогичная картина наблюдается и при раскрашивании воблеров. В силу того, что воблер (модели со смещенной но вертикали лопастью не рассматриваются) оборотов вокруг оси не совершает — рыба его, несмотря на значительную амплитуду колебаний тела, может рассмотреть детально. Поэтому окраска воблеров (кладезь для экспериментов) — процесс творческий, где спиннингист может проявить свою незаурядную фантазию и мастерство.
Практика ловли на воблеры показывает, что модели фантазийные или высоко контрастные не уступают по эффективности моделям натуральных цветов, а во многих случаях и превосходят их. Все зависит от условий ловли. По крайней мере, данное утверждение справедливо по отношению к щуке и среднему окуню. Вообще, несмотря на отдельные, проверенные временем цветосочетания, в вопросе окраски приманок, особенно воблеров, слишком много неизвестного.