Кто ударил по приманке?
Нередко после холостых подсечек на нашей обманке виднеются заметные отметины, по которым можно определить: кто клевал, размеры рыбы, а иногда по этим следам можно определить с какой стороны была атака. Эти «покусы» также помогают определить наличие на участке приличного хищника, насколько он активен, а значит, проще подкорректировать процесс рыбалки.
Безусловно, тратить драгоценные минуты рыбалки на детальное изучение обманки после каждой неудавшейся хватки, не всегда нужно. Нередко просто стоит просто произвести еще пару-тройку забросов в ту же точку, и рыба повторит хватку, уже капитально сев на крюк. Причем с нескольких забросов можно поймать и немало солидных трофеев! Но когда после безрезультатной поклевки только «тишина», то бывает полезно рассмотреть обманку внимательнее, произведя для себя определенный анализ.
Хватки хищной рыбы, как правило, оставляют отметины буквально на всем – свинцовых джиг — головках, на телах воблеров, на корпусах колебалок, на лепестках вертушек, что уж говорить про мягкие силиконовые приманки, которые нередко режутся острыми зубами крупной рыбы вдоль и поперек. Здесь главное – не спутать старые отметины с новыми. Поделюсь некоторыми своими наблюдениями за этим интересным моментом спиннинговой ловли. Может быть, в
Существует классическая рыбацкая «аксиома»: порезы указывают на атаки щуки, а проколы на судака. Но считаю, что не все так просто и однозначно – следы на приманке от хваток этих рыбин могут быть разнообразными. Да, зубастая часто «отмечается» на мягкой обманке самыми глубокими порезами – ее бросок, как правило, намного мощнее и резче, да и еще при хватке головой крутит словно волк, что хорошо прослеживается при ловле с чувствительной снастью. Но и клыкастый разбойник иногда оставляет аналогичные порезы, при атаке продирая своими клыками нежную силиконку, и нередко такой след можно перепутать со щучьими проделками. Кстати, если после таких манипуляций щука все же сходит, то на обманке остаются глубокие полосы, направленные в разные стороны – как вдоль, так и поперек. При таком сценарии развития событий, понять геометрию атаки зубастой очень сложно.
Часто после кратковременного вываживания (лишь немного подержал рыбу на снасти) все полосы на теле приманки идут в одну сторону. В таком случае, характер и угол атаки вычисляется довольно просто – по направлению полос на теле обманки, а также по характерным отметинам на самой джиг-головке.
Когда хищник бьет обманку лоб в лоб, то сила удара весьма значительна. Следы здесь остаются как на самой головке, так и на поводке, корпус приманки обычно остается неповрежденным. Особенно показателен случай с поводком, который часто сгибается, обычно по центру. Чаще всего это указывает на проделки крупной щуки. Лобовая щучья атака нередко заканчивается иначе – леска срезается в месте чуть повыше поводка. Вместе с тем, явного удара не чувствуется, срез происходит практически незаметно – просто теряется контакт с обманкой. При лобовых атаках зубастая может порвать и сам поводок, особенно слишком «нежный» для ее зубов – тонкий кевлар, вольфрам и т.п. Считаю, что это именно обрыв вследствие мощнейшего встречного удара, а не срез щучьими острыми зубами. Было пару случаев в моей практике, когда, по всей видимости, очень крупная щука рвала мои поводки из тонкой стальной проволоки, перекусить которую она никак не может.
Щучьи порезы могут быть и неглубокими. Вовсе не всегда это говорит о поклевке мелкой щучки – и крупная может лишь чуть поцарапать резинку, если она не очень-то активная, а значит, нужно настраивать себя на непростую ловлю.
Очень характерные отметины покидает после хватки судак, которые действительно часто представляют из себя ярко выраженные проколы. Наиболее четкие следы могут быть не на самой обманке, а на свинцовом ушастом грузиле или на джиг-головке. О том, насколько активен судак можно судить по диаметру отверстий и их глубине на самом грузиле — чем они глубже, тем хищник активнее, и тогда есть надежда на отличный жор. Диаметр отверстий указывает на размер хищника – крупные зубы у крупной рыбы. Часто это действительно так. Но обольщаться сильно не нужно, потому как мной было поднято много судаков с «неправильными» клыками – у больших особей небольшие, а бывало у килограммовика клыки были как у судака на пять кило. Как-то уже этой весной мной было выловлено пару судаков вообще без клыков, и, конечно, такие рыбины на джиг-головке проколов оставить не смогут. Судачьи проколы на свинце могут соседствовать с рядом царапин – весьма характерный след атаки. Иногда так судак бьет вскользь, и ничего здесь не поделаешь. Были и глубокие царапины без проколов – сильнейший удар вскользь.
Но думаю, что чаще события под водой развиваются по-другому сценарию: судак словно бульдог сжимает головку, зубы увязают в свинце, и тут следует резкая подсечка, джиг-головка вырывается, но крюк не подсекает рыбу. Подобное происходило даже в том случае, когда, наверняка, вся обманка находилась в судачьей пасти. Об этом красноречиво «говорила» сама резинка, имевшая очень жалкий вид. С подобными казусами можно бороться разными способами. К примеру, можно применять твердые грузы – мягкий свинец нередко признают плохим материалом для ловли судака.
Отличный, многократно проверенный в деле, вариант – ушастое грузило с впаянным одинарным крючком (смотрящим вверх) – об этой конструкции знают многие судачники. Но в этом направлении важно не переусердствовать, ведь судака мы часто ловим в «крепких» местах, и с многокрючковыми оснастками можно лишиться солидной части своих обманок.
Глубокие царапины – бороздки на свинце могут быть явно видны, при этом на теле приманки пробоин не быть вовсе. Обычно это указывает на проделки небольшого, или совсем вялого судака. В обоих вариантах выручает тот же прием – оснащение груза крючком. И если на него садятся мелкие клыкастики, то выгоднее просто сменить точку ловли.
Что касается судачьих следов на более упругой силиконовой приманке, то большинство из них не носят какой-то особенной полезной информации, кроме той, что просто видно, что клевал судак.
Бывает и такое, что достанешь обманку, а хвостик твистера или виброхвоста зацепился за крюк, а то и натянут на жало, и вроде бы удара никакого не было, только немного леска ослабла на мгновение. Но часто это поклевка – атака с боку, а не банальный захлест при забросе или проводке. И атака шла со стороны противоположной захлесту. В таком случае, можно повторно попытаться обловить место, откуда атаковал хищник. Но так часто шалит мелкая рыба.
Важная информация содержится и в такой поклевке: удар – приманку достанешь – отметин вообще никаких. В таком случае, имеется несколько гипотез. Обманку судак мог прижать брюхом ко дну – обычная история, когда клыкастый просто охраняет свою территорию, и тогда рыба часто багрится. Это мог быть удар (нередко мощнейший) язя, голавля, что особенно вероятно, жереха, который часто так бьет (и по резине тоже), что чувствуется очень явно. Тогда можно перестроиться на охоту за этим рыбами, тем более, если они выдали свое местоположение. Так же может клевать и крупный окунь, этот товарищ тоже нередко не оставляет следов на обманке.
И еще, очень часто «бесследная поклевка» — это контакт с крупной белой рыбой, обычно лещом, язем, голавлем, крупной плотвой. Именно случайный контакт с проплывающей (отстаивающейся) рядом рыбой, а не атака приманки. Впрочем, бывает, что следы остаются в виде рыбьей слизи или чешуи на крючках обманки. Эти ложные поклевки выглядят так: удары по спинам, потом следует один резкий «удар» — рыба, забагрившись за какую-либо часть тела, инстинктивно совершает короткий бросок в сторону. Если забагрилась крупная рыба, то она, обычно, сходит, но, бывает, что дело доходит и до подсака. Не раз приходилось доставать таким образом крупных лещей, голавлей, язей.
Но чаще всего багрились карпы (сазаны) – как непредсказуемо, так и при настойчивых попытках поймать эту рыбу на спиннинг, когда она, играя на поверхности воды, выдавала себя визуально. Но ни разу не цеплялась «в пасть»! Хотя слышал, что у некоторых рыболовов карпы заглатывали спиннинговую приманку. Уверен, что для многих спиннингистов было бы очень интересно, если бы, подробно, такие рыбаки рассказывали обо всех нюансах карповой ловли на спиннинг, в том числе и о тончайших моментах поклевок. И честно бы говорилось – когда карп просто забагрился, а когда сам целенаправленно атаковал приманку. Ведь этой рыбы на многих водоемах предостаточно, и если у спиннинговой карповой ловли действительно имеются какие-то перспективы, то нужно их совместно развивать, ведь карп – рыба стоящая, как по вкусу, так и по силе сопротивления на снасти.